Основы программирования на языке C

         

Использование аргументов с #define


Во избежание ошибок при вычислении выражений параметры макроопределения необходимо заключать в скобки.

#define идентификатор1 (идентификатор2, . . .) строка

Пример:

#define abs(A) (((A) > 0)?(A) : -(A))

Каждое вхождение выражения abs(arg) в тексте программы заменяется на

((arg) > 0) ? (arg) : -(arg),

причем параметр макроопределения А заменяется на arg.

Пример:

#define nmem (P,N)\ (P) -> p_mem[N].u_long

Символ \ продолжает макроопределение на вторую строчку. Это макроопределение уменьшает сложность выражения, описывающего массив объединений внутри структуры.

Макроопределение с аргументами очень похоже на функцию, поскольку аргументы его заключены в скобки:

/* макроопределение с аргументами */ #define SQUARE(x) x*x #define PR(x) printf("x равно %d.\n", x) main( ) { int x = 4; int z; z = SQUARE(x); PR(z); z = SQUARE(2); PR(z); PR(SQUARE(x)); PR(SQUARE(x+2)); PR(100/SQUARE(2)); PR(SQUARE(++x)); }

Всюду, где в нашей программе появляется макроопределение SQUARE(x), оно заменяется на x*x . В отличие от наших прежних примеров, при использовании этого макроопределения мы можем совершенно свободно применять символы, отличные от x. В макроопределении 'x' замещается символом, использованным в макровызове программы. Поэтому макроопределение SQUARE(2) замещается на 2*2. Таким образом, x действует как аргумент. Однако, аргумент макроопределения не работает - точно так же, как аргумент функции. Вот результаты выполнения программы:

z равно 16. z равно 4. SQUARE(x) равно 16. SQUARE(x+2) равно 14. 100/SQUARE(2) равно 100. SQUARE(++x) равно 30.


printf("SQUARE(x) равно %d.\n",x*x);

и выводит на печать

SQUARE(x) равно x*x.

Если макроопределение включает аргумент с двойными кавычками, то аргумент будет замещаться строкой из макровызова. Но после этого он в дальнейшем не расширяется, даже если строка является еще одним макроопределением. В нашем примере переменная x стала макроопределением SQUARE(x) и осталась им. Вспомним, что x=4. Это позволяет предположить, что SQUARE(x+2) будет равно 6*6 или 36. Но напечатанный результат говорит, что получается число 14. Причина такого результата такова: препроцессор не делает вычислений. Он только замещает строку. Всюду, где наше определение указывает на x, препроцессор подставит строку x+2.

Таким образом,

x*x становится x+2*x+2

Если x равно 4, то получается

4+2*4+2=4+8+2=14

Вызов функции передает значение аргумента в функцию во время выполнения программы. Макровызов передает строку аргументов в программу до ее компиляции.






Макроопределение или функция?


!Многие задачи можно решать, используя макроопределение с аргументами или функцию. Что из них следует применять? На этот счет нет строгих правил, но есть некоторые соображения.

Макроопределения должны использоваться скорее как хитрости, а не как обычные функции. Они могут иметь нежелательные побочные эффекты. Некоторые компиляторы ограничивают макроопределения одной строкой, и, по-видимому, лучше соблюдать такое ограничение, даже если ваш компилятор этого не делает.

Выбор макроопределения приводит к увеличению объема памяти, а выбор функции - к увеличению времени работы программы. Макроопределение создает строчный код, т.е. мы получаем оператор в программе. Если макроопределение применить 20 раз, то в программу вставится 20 строк кода. Если мы используем функцию 20 раз, то у нас будет только одна копия операторов функции. Однако управление программой следует передать туда, где находится функция, а затем вернуться в вызывающую программу, а на это потребуется больше времени, чем при работе со строчными кодами. Так что думайте, что выбирать!

Преимущество макроопределений заключается в том, что при их использовании нам не нужно беспокоиться о типах переменных, т.к. макроопределения имеют дело с символьными строками, а не с фактическими значениями. Tак наше макроопределение SQUARE(x) можно использовать одинаково хорошо с переменными типа int или float.

Запомним!

В макроопределении нет пробелов, но они могут появиться в замещающей строке. Препроцессор полагает, что макроопределение заканчивается на первом пробеле, поэтому все, что стоит после пробела, остается в замещающей строке.Используйте круглые скобки для каждого аргумента и всего определения. Это является гарантией того, что элементы будут сгруппированы надлежащим образом в выражении. Для имен макрофункций следует использовать прописные буквы. Это соглашение не распространяется так широко, как соглашение об использовании прописных букв для макроконстант. Их применение предостережет от возможных побочных эффектов макроопределений.

Предположим, что мы разработали несколько макрофункций по своему усмотрению. Если мы пишем новую программу, мы не должны их переопределять. Нужно использовать директиву #include.



Общие сведения


В интегрированную среду подготовки программ на Си или в компилятор языка как обязательный компонент входит препроцессор. Назначение препроцессора - обработка исходного текста программы до ее компиляции. Препроцессорная обработка включает несколько стадий, выполняемых последовательно. Конкретная реализация может объединять несколько стадий, но результат должен быть таким, как если бы они выполнялись в следующем порядке:

Все системно-зависимые обозначения перекодируются в стандартные коды.Каждая пара из символов '\' и "конец строки" вместе с пробелами между ними убираются, и тем самым следующая строка исходного текста присоединяется к строке, в которой находилась эта пара символов.В тексте распознаются директивы и лексемы препроцессора, а каждый комментарий заменяется одним символом пустого промежутка.Выполняются директивы препроцессора и производятся макроподстановки.Эскейп-последовательности в символьных константах и символьных строках заменяются на их эквиваленты.Смежные символьные строки конкатинируются, то есть соединяются в одну строку.Каждая препроцессорная лексема преобразуется в текст на языке Си.

Поясним, что понимается под препроцессорными лексемами или лексемами препроцессора. К ним относятся символьные константы, имена включаемых файлов, идентификаторы, знаки операций, препроцессорные числа, знаки препинания, строковые константы и любые символы, отличные от пробела.

Стадия обработки директив препроцессора. При ее выполнении возможны следующие действия:

замена идентификаторов заранее подготовленными последовательностями символов;включение в программу текстов из указанных файлов;исключение из программы отдельных частей ее текста, условная компиляция;макроподстановка, то есть замена обозначения параметризованным текстом, формируемым препроцессором с учетом конкретных аргументов.



Прагмы


#pragma

Эта директива определяет действия, зависящие от конкретной реализации компилятора. Например в некоторые компиляторы входит вариант этой директивы для извещения компилятора о наличии в тексте программы команд на языке Ассемблер. Возможности команды #pragma могут быть разнообазными. Стандарта для них не существует. Если конкретный препроцессор встречает прагму, которая ему неизвестна, он ее просто игнорирует как пустую директиву. В некоторых реализациях включена прагма.

#pragma pack(n), где n= 1,2,4. Прагма pack позволяет влиять на упаковку смежных элементов в структурах и объединениях (см. лекцию 14).

Соглашение может быть таким:

pack(1) - выравнивание элементов по границам байтов;

pack(2) - выравнивание элементов по границам слов;

pack(4) - выравнивание элементов по границам двойных слов;

В некоторые компиляторы включены прагмы, позволяющие изменять способ передачи параметров функциям, порядок помещения параметров в стек и т.д.



Пустая директива


#

Использование этой директивы не вызывает никаких действий.



Реакция на ошибки


#error последовательность лексем

Обработка директивы приводит к выдаче диагностического сообщения в виде, определенном последовательностью лексем. Применение этой директивы совместно с условными препроцессорными командами.

Пример:

#define NAME 15

В дальнейшем можно проверить ее значение и выдать сообщение, если у NAME окажется другое значение:

#if (NAME !=15) #error NAME должно быть равно 15!

Сообщение будет выглядеть так:

error <имя_файла><номер_строки >; error directive: NAME должно быть равно 15!



Символические константы: #define


Если в качестве первого символа в строке программы используется символ #, то эта строка является командной строкой препроцессора (макропроцессора). Командная строка препроцессора заканчивается символом перевода на новую строку. Если непосредственно перед концом строки поставить символ обратной косой черты "\", то командная строка будет продолжена на следующую строку программы.

Директива #define, подобно всем директивам препроцессора, начинается c символа # в самой левой позиции. Она может появиться в любом месте исходного файла, а даваемое определение имеет силу от места появления до конца файла. Мы активно используем эту директиву для определения символических констант в наших примерах программ, однако она имеет более широкое применение, что мы покажем дальше.



Условная компиляция


Командные строки препроцессора используются для условной компиляции различных частей исходного текста в зависимости от внешних условий.

#if константное_выражение

Пример:

#if ABC + 3

Истина, если константное выражение ABC + 3 не равно нулю.

#ifdef идентификатор

Пример:

#ifdef ABC

истина, если идентификатор ABC определен ранее командой #define.

#ifndef идентификатор

Пример:

#ifndef ABC

истина, если идентификатор ABC не определен в настоящий момент.

#else . . . #endif

Если предшествующие проверки #if, #ifdef или #ifndef дают значение "Истина", то строки от #else до #endif игнорируются при компиляции.

Если эти проверки дают значение "Ложь", то строчки от проверки до #else (а при отсутствии #else - до #endif) игнорируются.

Команда #endif обозначает конец условной компиляции.

Пример:

#ifdef DEBUG fprintf (stderr, "location: x = %d\n", x); #endif



Замена идентификаторов


#define идентификатор строка

Пример:

#define ABC 100

Заменяет каждое вхождение идентификатора ABC в тексте программы на 100:

#undef идентификатор

Пример:

#undef ABC

Отменяет предыдущее определение для идентификатора ABC.

Пример:

/* Простые примеры директивы препроцессора */ #define TWO 2 /* можно использовать комментарии*/ #define MSG "Текст 1.\ Продолжение текста 1" /* обратная косая черта продолжает определение на следующую строку */ #define FOUR TWO*TWO #define PX printf("X равен %d.\n", x) #define FMT "X равен %d.\n" main( ) { int x = TWO; PX; x = FOUR; printf(FMT,x); printf("%s\n",MSG); printf("TWO:MSG\n"); }

В результате выполнения нашего примера будем иметь:

X равен 2 X равен 4 Текст 1. Продолжение текста 1 TWO: MSG

Разберем, что произошло. Оператор

int x = TWO;

превращается в

int x = 2;

Затем оператор

PX;

превращается в

printf("X равно %d.\n",x);

поскольку сделана полная замена. Теперь мы видим, что макроопределение может представлять любую строку, даже целое выражение на языке Си. Заметим, что это константная строка. PX напечатает только переменную, названную x.


#define HAL 'X' определяет символьную константу, а #define HAR "X" определяет символьную строку X\0

Обычно препроцессор, встречая одно из макроопределений в программе, очень точно заменяет их эквивалентной строкой замещения. Если эта строка также содержит макроопределения, они тоже замещаются. Единственным исключением при замене является макроопределение, находящееся внутри двойных кавычек. Поэтому

printf("TWO: MSG");

печатает буквально TWO: MSG вместо печати следующего текста:

2: "Текст 1. Продолжение текста 1"

Если нам нужно напечатать этот текст, можно использовать оператор

printf("%d: %s\n",TWO,MSG);

потому что здесь макроопределения находятся вне кавычек.

Когда следует использовать символические константы? Вероятно, мы должны применять их для большинства чисел. Если число является константой, используемой в вычислениях, то символическое имя делает яснее ее смысл. Если число - размер массива, то символическое имя упрощает изменение вашей программы при работе с большим массивом. Если число является системным кодом, скажем для символа EOF, то символическое представление делает программу более переносимой. Изменяется только определение EOF. Мнемоническое значение, легкость изменения, переносимость: все это делает символические константы заслуживающими внимания!